Я веду этот блог с одной целью:

Чтобы было больше покрашенных армий. Покрашенных быстро, красиво и легко.

Без необходимости тратить деньги на студийную покраску. Без многочасового корпения над каждой миниатюрой.

Играете в Infinity, Malifaux, Warhammer и другие настолки с миниатюрами? Хотите играть покрашенной армией, но не хватает времени, навыков или терпения?

Добро пожаловать.

Быстрая покраска проливками

Если выбрать только одну технику покраски, которая дает хороший результат быстро и даже при кривых руках...

...это проливки.

Проливками можно покрасить миниатюру нечеловечески быстро. Мой рекорд — 23 минуты на модель.

Двадцать три минуты, Карл!

Если вы новичок или просто хотите нормально и быстро красить "на стол" — осваивайте проливки.


ЛИКБЕЗ И ТЕРМИНЫ

Словом "проливка" называют либо шейды и глейзы — особые типы краски (более жидкие и прозрачные), либо разные "проливочные техники" покраски.

Чтобы избежать путаницы, я буду говорить так:
  • "Шейды" и "глейзы" — этот особые типы краски, которые обычно используются для проливочной техники. У GW они так и будут называться, shade и glaze. У других производителей шейды обычно называются wash.
  • "Проливка" — это одна из "проливочных техник" покраски.

Сначала я расскажу какие шейды / глейзы нужны, какие взять в первую очередь, и чем их разбавлять.

Потом мы разберем "проливочные техники": Проливка, Затенение, Тонирование и Лайнинг. По каждой технике расскажу как ее делать, как это выглядит на примерах, и в каких ситуациях ее применять.

И в конце статьи я покажу примеры работ, покрашенных преимущественно проливочными техниками.


ЧТО НУЖНО

— Нужно бо-о-ольше золота.

Шейды и глейзы

Я использую шейды (shade) и глейзы (glaze) GW. Мне очень нравятся: цвета хорошие, ложатся прекрасно.
Рекомендую купить полный комплект. Если весь не потянете, то я бы разделил так:
  • Самые необходимые: черная (Nuln Oil), синяя (Drakenhof Nightshade), коричневая (Agrax Earthshade)
  • Часто нужны: сине-зеленая (Coelia Greenshade), сепия (Seraphim Sepia), красно-коричневая (Reikland Fleshshade), болотная (Athonia Camoshade), фиолетовая (Druchii Violet)
  • Редко нужны: красная (Carroburg Crimson), желтая (Cassandora Yellow), зеленая (Biel-Tan Green), оранжевая (Fuegan Orange), и все глейзы (Lamenters Yellow, Waywatcher Green, Guilliman Blue, Bloodletter)

Проливочные техники можно использовать не только с шейдами и глейзами, но и с обычными красками. Для этого краски нужно сильно разбавлять и / или смешивать с медиумами.

Однако обычные краски, разведенные до консистенции шейда / глейза, ведут себя не так, как настоящие шейды и глейзы. Растекаются, ложатся пятнами и лужами.

Если вы красите на стол и не претендуете на художку — забейте на этот геморрой с самого начала. Просто купите шейды и глейзы GW и спите спокойно. Они намного удобнее для проливочных техник, чем разбавленные краски.

Медиум

Шейды и глейзы чаще всего нужно разбавлять, и не водой а медиумом. Медиум — это бесцветная жидкость, которая делает краску прозрачнее, почти не меняя густоту, текучесть и поверхностное натяжение. Я использую GW Lahmian Medium:


Если разбавить краску водой, то она будет по-другому себя вести на модели: растекаться и высыхать лужами (пигмент оседает по краям пятна). Если разбавить медиумом — краску будет легче контролировать, и высыхать она будет равномерно, не лужами.

Медиум — теперь ваша "Вода 2.0", его нужно много, по возможности купите сразу 2-3 банки.

Для игровухи этого хватит. Если хотите экспериментов — прикупите Вальеховские Matt Medium и Gloss Medium, поиграйтесь с ними тоже. У меня порой они находят применение.

Кисти

Проливочные техники не убивают кисти (в отличие от например драйбраша), поэтому дополнительных кистей не нужно. Пользуйтесь обычными, которыми красите. Чаще всего "1" и "0" достаточны, если красите крупные модели то наверное "2" пригодится.

Аэрограф для проливочных техник не подходит. Если шейды распылять — они ложатся ровным тонким слоем, затемняют поверхность, и не получается такой тени в углублениях рельефа.


ТЕХНИКА 1: ПРОЛИВКА (wash / washing / вошинг / лессировка)
сложность — низкая

Классический вариант техники. Сначала покрасьте поверхность в базовый цвет обычной краской (максимально укрывистой, у GW это Base / Foundation). Теперь проливка: возьмите на кисть много шейда и размажьте на всю поверхность. Краска в основном затечет в углубления, прорисует рельеф, и тонирует всю поверхность.

На коже Гвайло базовый слой GW Pallyd Wych Flesh (слева),
по которому я дважды прошелся разбавленной GW Coelia Greenshade (справа)

Шейд сохнет медленно. Сразу после того как вы щедро залили поверхность шейдом, его можно перераспределить влажной кистью, убрать пятна или ненужные скопления. Если перелили — можно собрать кистью излишек.

На броне базовый слой GW Fenrisian Grey (слева),
по которому я трижды прошелся разбавленной GW Drakenhof Nightshade (справа)

Если вы правильно подобрали базовый цвет и правильно положили проливку — всё, готово. Высветлять не нужно. Это самая быстрая техника покраски, для которой даже не обязательно быть аккуратным.

Если вы накосячили когда красили базовые цвета, где-то залезли, измазали — проливка все стерпит, смягчит ваши ошибки.

Берите базовый цвет посветлее. Чтобы получать нормальный результат проливкой, нужно использовать светлый базовый цвет (basecoat), поверх которого вы кладете шейд. Светлее чем вы используете обычно. Если вы возьмете в качестве базового средний цвет — миниатюра получится очень темной. Если до этого вы красили лейерингом от темного к светлому, придется перестраивать мозги (поначалу непривычно, кажется что ошибся с базовым цветом, но потом выходит нормально).

Светлый грунт. Если в основном вы собираетесь красить проливками — грунтуйте в светлый цвет (белый, светло-бежевый, светло-серый).

Разбавляйте. Можно класть шейд неразбавленным, прямо из банки. Это быстрее, но выглядит грязновато. Если вы не торопитесь — смешайте шейд с медиумом (примерно пополам), и положите 2-3 слоя. Если смесь шейда и медиума слишком густая — можно добавить каплю воды.

Дайте высохнуть. Дождитесь пока слой полностью высохнет, прежде чем класть следующий. Иначе сорвете кусок не высохшего слоя, и это очень сложно будет исправить.

* Пре-проливка. Если вы грунтуете миниатюру светлым грунтом (белый, светло-серый, бежевый), то полезно по всей миниатюре пройтись разбавленным темным шейдом. Такая проливка прорисует рельеф, и вам будут хорошо видны все детали. Красить будет проще.

Миниатюра загрунтована в белый (слева) и пролита легким синим шейдом (справа)

* Проливка по грунту. Совсем читерский вариант — грунтовать в такой цвет, что на часть миниатюры не нужно класть базовый цвет. Просто пролейте грунт шейдом нужного цвета, и скажите "готово".

* Проливка по высветлениям. Усложненный вариант техники — сначала высветлить поверхность обычным лейерингом (слоями), а потом уже пролить. Проливка соединит слои, смягчит резкие переходы.

Оружие до проливки (слева) и после (справа)
Подробнее в статье "Быстрая покраска оружия"

Итак, проливками можно: очертить рельеф после грунтования (чтобы было удобнее красить), полностью покрасить модель (по светлому грунту или по светлым базовым цветам), смягчить переходы при слоении и быстро затенить углубления.


ТЕХНИКА 2: ЗАТЕНЕНИЕ
сложность — высокая

Вариант посложнее. Разбавьте шейд медиумом, пожиже, 1:4 - 1:8 примерно. Эту почти прозрачную смесь нанесите не на всю поверхность, а только на то место которое надо затенить. Шейда на кисти должно быть совсем чуть-чуть, на кончике.

Одного слоя обычно не хватит. Положите 2-3-4 слоя, пока тень не будет достаточно темной. Мазки кистью делайте так, чтобы каждый новый слой был немного "внахлест", тогда граница между слоями будет размытая, получится относительно плавный переход.

На лице с каждым слоем затенения все больше проявляется рельеф
Почитайте статью "Покраска лиц и волос", если хотите получше въехать в эту технику. Там лицо разбираю подробно, с названиями красок и пояснениями куда именно я кладу тени.

Все те же правила: базовый цвет посветлее, разбавляйте как следует, и давайте предыдущему слою высохнуть прежде чем класть следующий.

Затенением можно сделать"почти блендинг", не обладая крутыми навыками покраски и высокой точностью в работе с кистью.


ТЕХНИКА 3: ТОНИРОВАНИЕ (glazing / глейзинг)
сложность — высокая

Тонирование — вообще не проливка, смысл техники в другом. Если проливка затемняет поверхность и рисует рельеф, то тонирование меняет оттенок. Для игровухи техника вряд ли понадобится.

Первое применение — цветовые эффекты: румянец на щеках или носу, оттенки кожи, цветные блики / тени на броне.

Возьмите глейз и сильно разбавьте медиумом, 1:6 и более. Возьмите на кисть чуть-чуть этого глейза, и проведите кистью по салфетке. Почти весь глейз останется на салфетке, а кисть будет лишь немного увлажнена остатками глейза. Вот этой влажной кистью и делайте мазки там где нужно тонировать. Скорее всего понадобится 2-3 слоя.

Если не сбрасывать на салфетку излишек краски, то вместо мягкого тонирования вы получите неаккуратное пятно.

На щечках Табиты Лайенс из Стартера ПанОкеании появился румянец

Смотрите как фиолетовые тени на Сфинксе прибавляют ему крутости

Второе применение — восстановить цвет: если вы слишком высветлили поверхность и она получилась белесая, блеклая, то тонирование восстановит цвет и прибьет лишние высветления.

Для восстановления цвета разбавляйте глейз не так сильно, 1:2 - 1:6, и на этот раз вытирать кисть об салфетку не нужно. Просто возьмите небольшое количество глейза на кисть, и нанесите на всю поверхность. Глейза на кисти должно быть не много, иначе рискуете не тонировать, а наставить пятен.

Блики на волосах слишком яркие, неестественные (слева),
а тонирование (справа) прибило лишние блики и объединило цвета

Тонирование — это "дешевый блендинг". Тонирование смягчает переходы между слоями, которые находятся под ним.


ТЕХНИКА 4: ЛАЙНИНГ (lining)
сложность — средняя

Лайнинг — это прорисовка линий-углублений или стыков между поверхностями. При твердой руке лайнинг можно делать и обычными красками, но шейдами технику выполнить проще.

Лайнинг визуально разделяет области на миниатюре, рассматривать ее становится проще. Лайнинг скрывает неточности в покраске: если вы где-то слегка "залезли" соседним цветом, шейд уляжется в стык областей и скроет ошибку.

Nisse до лайнинга по броне (слева) и после (справа)

Смотрите как заиграл сразу после лайнинга
(есть кстати полный Гайд по ПанОкеании)

Возьмите на тонкую кисть (нулевка или единичка с хорошим острым кончиком) немного шейда. Аккуратно проведите кончиком кисти по линии-углублению или по стыку между поверхностями.

Немного шейда на кисти. Шейда на кисти должно быть мало, иначе зальете. Лучше понемногу рисуйте линию, и добирайте краску на кисть по мере необходимости.

Красьте кончиком кисти. При проливке или затенении вы можете чуть нажимать на кисть, чтобы она слегка расплющивалась по поверхности миниатюры. При лайнинге делать этого нельзя: размажете шейд, не получится тонкая линия. Поэтому — ведите по углублению только кончиком кисти.

Не разбавляйте. Для лайнинга используйте неразбавленный шейд. Иначе замучаетесь несколько раз аккуратно проводить тонкую линию.


ПРИМЕРЫ РАБОТ

Несколько работ, где проливки это 70-90% техники покраса. Каждая покрашена очень быстро, без претензий на качество, просто отряды для стола.

Отряд Шасвастии: 23 минуты на модель. Всё кроме источников света покрашено проливками по базовым цветам, без лейеринга.

23 минуты на модель

Отряд Хассассинов: 43 минуты на модель. Все кроме источников света и визоров покрашено проливками по базовым цветам или вовсе по грунту, без лейеринга.

43 минуты на пешую модель

Сайто Тоган: 2 часа. В основном проливки по белому грунту, кроме брони и катаны.

Броня и катана — высветления, волосы — проливка после одного высветления,
остальное проливки по белому грунту даже без базового цвета

Обратите внимание, как шикарно смотрится спина,
с учетом того что это всего лишь проливки по белому грунту

РЕЗЮМЕ

Проливка — самая быстрая и простая техника покраски. Приноровившись, можно покрасить большой отряд / небольшую армию за день - два.

Если вы новичок: проливка скроет ваши ошибки и не потребует от вас высокой точности в работе с кистью. Если сейчас вы красите хуже, чем примеры в конце этой статьи, — беритесь за проливки. Покраска на фото очень простая и быстрая, проливками вы тоже так сможете.

Если вы поопытнее: берите затенение, тонирование и лайнинг. Это техники, которые мне дали левел ап в качестве. Все они — "дешевый блендинг", сильно повышают качество покраса, но не особо сложные.


Хорошей покраски!
Дмитрий Богданов


P.S.

Новички - все ли понятно? Есть вопросы?

Опытные - что еще подскажете насчет проливок?


НАПИШИТЕ ПАРУ СТРОК В КОММЕНТАРИЯХ!